Дурак обвиняет других; умный обвиняет себя; мудрый же не обвиняет никого, ибо он говорит с Небесами. Ибн Гвироль
Ибн Гвироль - одна из самых загадочных и гениальных личностей в еврейской истории. Будущий поэт родился на юге Испании. Его отец Иехуда бежал туда из Кордовы, павшей в 1013 г. после вторжения полчищ берберов. Вскоре Шломо переехал вместе с отцом в Сарагосу. Биографические данные о поэте очень скудны. Известно только, что он временами терпел нужду, что много странствовал по Испании; его литературной карьере содействовали меценаты, с которыми он плохо ладил. Некоторых из них (например, Шмуэля ха-Нагида (993-1056), еврея - визиря Гранадского халифа) он сперва воспел в своих панегириках, затем осмеял в памфлетах. Ибн Гвироль жил в эпоху, когда южной частью Испании правили узурпаторы Альморавиды. Экономическое развитие страны заметно способствовало повышению общего культурного уровня, и еврейство принимало активное участие в культурной жизни страны. Однако это не способствовало улучшению политического положения евреев. Светская поэзия Ибн Гвироля элегична, нежна и возвышенна, иногда она принимает сатирический характер. По свидетельству самого Ибн Гвироля, он написал более пятисот стихотворений и более двадцати книг, однако до нас дошла лишь малая часть из них. Сохранился его этико-философский трактат на арабском "Исправление качеств души" и стихотворный трактат по грамматике иврита (дошла лишь четверть). Некоторые свои поэмы он посвящал пламенной любви к Богу и теме ожидания Мессии. Писал он и пиюты - гимны для субботы, праздников и постов, многие из которых включены в молитвенные сборники-махзоры. В литургических произведениях Ибн Гвироль первый использовал весь арсенал новых поэтических форм, а также фрагменты талмудических комментариев. Наиболее знаменита его этико-философская поэма "Царский венец" ("Кетер Малхут"), вошедшая в литургию Судного дня (Йом-Кипур). Произведение состоит из 40 стихов, в которых описываются взаимоотношения между Богом и людьми. Тема поэмы - судьба человеческой души. В ней соединились два жанра еврейской сакральной поэзии - гимн-восхваление и просьба-покаяние. Основной акцент делается на слабости человека и его склонности к греху, поэтому Бог предоставляет человеку свободу воли и возможность покаяния. Но самая любопытная история связана с его главным философским трудом. В средневековой христианской схоластике одним из самых авторитетных сочинений был "Источник жизни" ("Fons Vitae") некоего Авицеброна. Эта книга была переведена с арабского на латынь в 1150 г. Некоторые считали её автора мусульманином, другие - христианином, но в самом трактате не было на этот счёт никаких указаний. Авицеброн так бы и остался загадкой, если бы в 1860-х годах французский востоковед Соломон Мунк, проанализировав средневековые еврейские источники, не доказал, что рафинированный философ-неоплатоник Авицеброн и сефардский поэт Шломо ибн Габироль - одно и то же лицо. "Источник жизни" написан в форме диалога между Наставником и Учеником. Название книги (заимствованное из псалма 36:10 - "Потому что у Тебя источник жизни") обусловлено тем, что в ней материя и форма рассматриваются как основа бытия и источник жизни в каждом сотворённом предмете. Ибн Габироль считал, что все сущее можно свести к трём категориям: Первая Сущность, Бог; материя и форма, мир; воля как промежуточное звено.
В средние века жизнь Ибн
Гвироля обросла множеством легенд. Его считали тайным ранним каббалистом,
рассказывали, что он практиковал различные формы магии и даже создал
женщину-голема. Другие легенды связаны с его ранней смертью в Валенсии. Имя Шломо - ивритская форма библейского имени Соломон. Иегуда (Иуда) - библейское имя..
Вне Нью-Йорка - Памятник Ибн Гвиролю работы Марианжелес Лазаро Гиль перед музеем Ралли в Кейсарии, Израиль. - Памятник Ибн Гвиролю в Малаге, Испания. - Улица Ибн Гвироль есть в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашдоде, Холоне, Нетании, Раанане и других городах Израиля. |